Новости Афиша и репертуар Билеты О театре Закулисье
СЕГОДНЯ
29 марта
Ближайший спектакль
05 апреля Спасатель
Сегодня

Тайм Аут / Журнал «Тайм Аут»

Поделиться:
21 ноября
2005

В историческом анекдоте чешского автора Иржи Губача идет речь о последних днях Наполеона, которые тот провел в заключении на острове Св. Елены. Произведение, прямо скажем, трагикомическое: человек, который был правителем чуть ли не всего мира, стал никому не нужным стариком без копейки денег; при желании можно провести некоторые параллели с «Тельцом» Александра Сокурова.

Итак, в один прекрасный день в окно к Наполеону влезает женщина (Мария Аронова), и ее появление радикально меняет опостылевший его быт, а заодно и жанр представления в Театре Антона Чехова. Она возвращает к жизни совсем уж загрустившего Бонапарта (Геннадий Хазанов) и придает ему сил призывами к борьбе. Она говорит, что борьба – это единственное, что бывшему императору Франции хорошо удается, а потому он не должен опускать рук. И тогда Наполеон затевает войну с губернатором города, в котором сидит под стражей, и начинает чувствовать азарт битвы – правда, словесной. Спектакль Леонида Трушкина нельзя отнести исключительно к анекдотам – все-таки Хазанов здесь претендует на трагическую роль. Однако Мария Аронова своим актерским темпераментом превосходит императора-Хазанова, так что спектакль, едва начавшись, сразу лишается равновесия. И драматизм кажется неуместным, и комический шик блекнет.

Правда, актриса Аронова обладает таким даром убеждения, что после ее призывов любой мужчина в зале почувствует себя Наполеоном. На этой готовности к подвигу и немалом количестве удачных комических мизансцен спектакль и держится. А на нелепый трагизм эстрадного мэтра можно закрыть глаза.