МЕНЮ
Chekhov

"На посадку" - премьера в театре Антона Чехова. Фарс, драма или трагедия?!.. / Театровед Елена Жатько

Дата публикации: 03 декабря 2019 г.
Автор: Театровед Елена Жатько

Под финальные аккорды осенней сонаты, на сцене Театра Антона Чехова выпустили премьеру по мотивам пьесы Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Выбрав форму фарса, режиссёр и автор сценической версии Леонид Трушкин попытался классический сюжет оживить современной легкой трактовкой.
Спектакль, состоявшийся 1 декабря на подмостках Конгресс-центра им. Г. Плеханова стал днем рождения не только новой постановки, но и праздневством ведущего актёра театра Геннадия Хазанова. Роль старика Крутицкого не бенефисная, но ярко выписанная драматургом. Г. Хазанов появляется в инвалидной коляске, но как становится ясно позднее – этот «трон» лишь желание закрепить статус «очень важного господина». Стилизованность спектакля, не лишила Крутицкого цилиндра, который придаёт ему не столько модного лоска, сколько манерности. Он заигрывает с женщинами, ощупывает нежные коленки, зная наперед их реакцию. Характерный лиризм Геннадия Хазанова придает небольшой роли особенного звучания. Его Крутицкий магнетически притягивает к себе внимание, за его реакциями и мимикой интересно наблюдать. Особенно сочными выдаются мелкие детали, которые и определяют актёрский масштаб Геннадия Хазанова, как мастера трагикомедийного ранга. «Пей чай!» - эмоциональный выпад в сторону партнёра, точный пилотаж что обеспечивает выгодную позицию для успешного окрашивания пылкого диалога с Глумовым.


Этот Егор Дмитрич в трактовке молодого актёра Ивана Добронравова – сложный и противоречивый герой, разрушающий четкие границы между фальшивым лицемерием и реальным желанием занять выгодное положение в обществе. Он не пройдоха авантюрист, этот Глумов умный и расчётливый делец. Ощутив вибрации самодурства в прогнившем окружении, он в сущности ничего пред-рассудительного не совершает. Говорит то, что хотят от него услышать... В финальной сцене, сквозь клубы туманного дыма, перед зрителями возвышается фигура Глумова-Добронравова: героя-любовника, лихого мистификатора и настоящего психолога. Удачными и яркими становятся сцены Глумова и его матери Глафиры Климовны (заслуженная артистка России Елена Галибина). В этих картинах сталкиваются эмоциональное и острохарактерное, что представляет собой стиль Елены Галибиной и сдержанный, но содержательный рисунок роли Ивана Добронравова.
В версии Леонида Трушкина вся история великого разоблачения, рассказывается через опцию современного общества. Пролог спектакля знакомит нас с пассажирами аэропорта, которые ожидают каждый свой рейс. Глумов-Добронравов засыпает и оказывается втянутым в перипетии, придуманные в середине 19 века. Из этого становится ясно, что название «На посадку» - не случайно выбранное. К этому можно добавить и лаконичное декорационное решение. По центру сцены – «дневник» Глумова, благодаря которому все его хитрости и стали известны. А по периферии – ленточный транспортёр, на котором помимо чемоданов появляются и персонажи пьесы. «Чемоданная» тема продолжается и в оформлении мебели. Страница за страницей прочитывается дневник. По такой схеме строится и весь спектакль – фрагментарно разворачиваются диалоги из комедии. Острыми и эмоциональными становятся появления Светланы Тимофеевой-Летуновской в образе соблазнительницы Клеопатры Мамаевой. Актриса не замыкается исключительно в кокон амплуа «блондинки», работа на сцене – собранная, драматически точная и запоминающаяся. Её партнер Борис Хвошнянский в роли Городулина, абсолютно не уступает по градусу драматической наполненности, легко и ярко бросая реплики. Его отличает интонационная точность в воссоздании архетипичного прохвоста.


Невероятно полный и многоликий образ супруга Мамаевой воплощает Заслуженный артист России, обаятельный и харизматичный Борис Дьяченко. Когда на сцене появляется исполнитель такого уровня – жанр спектакля становится чётко прочерченным и выдержанным в духе лучших традиций. «Фарс в восьми сновидениях» вдруг обрастает своими каноническими чертами: лёгкой комедийностью, но отнюдь не карикатурностью, сатиричностью и беззаботным духом. Борис Дьяченко проигрывает всю историю с психологической глубокой проработкой и точными внешними красками и, вместе с тем, не пытаясь разрушить ансамблевость. Хрупко выстроенная схема взаимоотношений героев продолжается в работах Галины Даниловой (Софья Турусина) и Александра Юшина (Голутвин). В постановке задействованы и молодые актёры Полина Некрасова (инфантильная Машенька), Екатерина Решнова (молдаванка-цыганка, читающая рэп Манефа), Антон Савватимов (Егор Курчаев, практически нивелированный персонаж).
Оскорбленное общество себялюбцев наблюдает, как Глумов, переступая через чемоданы, словно через каждого из них, приближается к своей цели, что сводится к одному слову — карьера. Рано или поздно, они снова его пригласят, усадят в кресло, угостят чаем и будут слушать в свой адрес то, что им хочется слышать. Страницы из дневника прочитаны… Скоро дымка сновидения развеется и перед нами снова пассажиры аэропорта, которые, возможно, навсегда покидают Родину… Под гипнотически повторяющиеся аккорды «Болеро» Мориса Равеля, спектакль стремится к финалу. На багажной карусели по очереди вырисовываются фигуры островских персонажей, замершие в чудаковатых позах. Фарс Леонида Трушкина превратил комедию в современную лёгкую историю про общество 21 века, где часто путают важность карьерного роста и социальный статус с главным человеческим богатством – чувством собственного достоинства.

Заказ билетов+7 (499) 241 09 71
Нам важно ваше мнение! Присоединяйтесь к нам в соц.сетях!